История создания
Свою историю мотоблоки начинают с 1891 года, тогда появился завод «Красный октябрь — Нева» на котором сейчас производят мотокультиваторы. В то время он назывался «В. Савельев и КО»
В 1930 году на нем наладили производство советского мотоцикла Л-300, затем начали выпуск мотовелосипедов и мопедов, которые поступали в продажу в различных модификациях до 1985 года.
В 1985 году народ впервые увидел «Пешеходный трактор», так тогда называли мотоблоки. Завод выпустил Нева МБ-1, который впоследствии послужил основой для всех других советских мотокультиваторов.
Сегодня завод специализируется и производит малую сельхозтехнику, продает во многие страны, в том числе европейские. Имеет множество наград. В 2013 году была получена награда от правительства Санкт-Петербурга за качественную продукцию. А с 2009 года компания получает знак «Сто лучших товаров России».
Используемые двигателя
Мотоблоки комплектуются только качественными двигателями от известных зарубежных брендов:
- Briggs&Stratton – США,
- Yamaha – Япония,
- Honda – Япония,
- Shandong (Kasei) – Китай.
Все моторы сертифицированы и проходят проверку перед установкой на мототехнику.
Компания использует ДВС только этих фирм и устанавливает ее на все производимые мотокультиваторы, мотоблоки и мотобуксировщики.
На бюджетные модели устанавливаются изделия фирм: Kasei, Briggs & Stratton. На профессиональную технику ставятся: Yamaha, Honda, Briggs&Stratton.
Немного про моторы Kasei. Они выпускаются на заводе Shandong, на этом же заводе производят и моторы Subaru по качеству они не уступают двигателям для мотоблоков от Lifan. Достойный контроль качества. Имеют большой моторесурс.
На мотоблоки Нева устанавливаются двигатели Honda серии GX. Они производятся на заводе в Китае. Проходят строгий контроль качества. Обладают повышенным ресурсом и способны длительное время работать в сложных условиях эксплуатации.
Какие редукторы используются
В данной статье мы не будем останавливаться на базовых понятиях редуктора для мотоблока и их видах, разберем только то, что используют при производстве конкретных моделей культиваторов и мотоблоков, в чем отличия и особенности.
На мотокультиваторах
Т.е. культиваторы испытывают меньший уровень нагрузок, то и редуктора на них устанавливаются менее надежные – шестеренчато-цепные. Например, на легком Нева МК70 корпус штампованный. Он просто разбирается, обслуживается и ремонтируется без проблем. Имеет по одной передаче вперед и назад.
В более старшей модели МК100 корпус выполнен уже из литого алюминия, что придает ему повышенную прочность и меньший вес. Имеет по одной передаче вперед и назад.
На среднем культиваторе МК200 корпус редуктора литой, но в отличие от предыдущего имеет усиленное оребрение внутри корпуса, что увеличивает его прочность. Имеет две передачи вперед и одну назад.
На мотоблоках
На мотоблоках Нева уже используются более надежные редуктора, предназначенные выдерживать большие нагрузки. В зависимости от модели устанавливается либо классический вариант шестеренчато-цепного типа, либо собственной разработки «МультиАГРО».
Важной особенностью классических редукторов для мотоблоков является наличие моделей с расцепителем полуосей, позволяющим отключать полуось. Данная функция позволяет существенно увеличить управляемость техники.
Все модификации легко разбираются и позволяют заменить любую деталь, вышедшую из строя.
Устанавливаются на мотоблоки Нева следующих моделей: МБ-Компакт, МБ-2 КС, МБ-2, МБ-23.
Узлы производятся более 20 лет, за это время они зарекомендовали себя с хорошей стороны у потребителей, несмотря на низкую надежность шестеренчато-цепного типа в принципе (из-за вытягивающейся цепи).
Теперь несколько слов про «МультиАгро». Это собственная разработка бренда Нева, она запатентована, поэтому кому интересно, можно поискать и убедиться в этом. По конструкции это также шестеренчато-цепной тип, но с большим количеством доработок, которые позволили получить уникальную разработку.
Расцепитель полуосей предусмотрен конструкцией, но используется в зависимости от модели мотоблока.
Количество передач зависит от конкретной модели, минимальное количество передач вперед – 3, назад – 1.
Устанавливается на следующие модели мотоблоков: МБ-1 МультиАГРО, МБ-2 МультиАГРО, МБ-23 МультиАГРО.
Какие трансмиссии применяются
Трансмиссия в мотоблоках Нева встроена в редуктор, все передачи переключаются отдельно вынесенным рычагом, но шестеренки расположены в самом корпусе.
Некоторые называют трансмиссией систему сцепления – передачи крутящего момента с двигателя на редуктор, это неверно.
Сцепление у мотоблоков Нева классическое – ременного типа со шкивами и натяжным роликом.
Также рекомендуем почитать интересную статью о замене масла в редукторе мотоблока Нева МБ-2.
Обзор популярных моделей
Проведем краткий обзор популярных мотоблоков модельного ряда Нева, всего у компании сейчас 15 производимых моделей, которые имеются в продаже. Акцент сделаем на 3 лучших моделях: МБ-2, МБ-23, МБ-Компакт ZS.
МБ-2
МБ-2 является самой популярной моделью, производимой компанией Нева. Имеет множество модификаций с разными двигателями, редукторами и дополнительным функционалом. Первая модель МБ-2 появилась еще в 1990 году.
Мотоблок среднего класса, весит 90-100 кг (в зависимости от модели и комплектации), предназначен для обработки почвы любой сложности на участках среднего и большого размеров. Позволяет подключать любой вид навесного оборудования, прицеп и даже дровокол.
Технические характеристики МБ2-B&S:
- класс: средний,
- количество передач вперед: 4,
- количество передач назад: 2,
- тип сцепления: ременное,
- максимальная ширина обработки: 126 см,
- глубина культивирования: 20 см,
- диаметр фрез: 360 мм,
- мощность двигателя: 6,53 л.с,
- объем двигателя: 208 куб.см,
- тип двигателя: бензиновый, 4х тактный,
- тип редуктора: шестеренчато-цепной,
- вес: 91 кг,
- цена: 74 208 рублей.
Характеристики приведены для конкретной модели с мотором фирмы Briggs&Stratton и классическим редуктором.
Данная модель имеет функцию отключения полуоси, что позволяет развернуть мотоблок на 180 градусов практически на месте, что очень удобно, например, в конце пашни.
Из минусов стоит отметить стоимость, на рынке представлено много конкурентов с похожим функционалом и надежностью за меньшую цену: мотоблоки МТЗ, Чемпион, Рысь, Салют, Техас, Агро и т.д.
Некоторые модификации еще дороже, например МБ2-YAMAHA (MX200) PRO (с мотором от ямахи) обойдется в 89 000 рублей.
Лучше всего перед покупкой рекомендуем ознакомиться с рейтингом лучших мотоблоков.
МБ-2КС
Легкий мотоблок МБ-2КС (85 кг) выполнен на базе МБ-2 и предназначен для обработки почвы любой сложности на участках среднего и большого размера, т.е. от 10 соток.
В конструкции имеет двигатель Zongshen GB225 мощностью 7,5 л.с. и редуктор шестеренчато-цепного типа: 2 передачи вперед, 1 назад.
В отличии от МБ-2 имеет более простую конструкцию, в редукторе нет расцепителя осей, а на руле отсутствует регулировка руля по горизонтали.
Цена: 59 900 рублей.
Также рекомендуем почитать интересную обзорную статью про мотоблоки Нева МБ-2. В ней рассмотрены все модели, их технические характеристики, плюсы и минусы.
МБ Компакт-ZS
Компактный мотоблок легкого класса – 70 кг, предназначен для выполнения всего спектра задач на огороде, в том числе и перевозка грузов на прицепе. Подходит для обработки любой почвы на участках среднего размера.
Имеет ДВС Zongshen GB225 мощностью 7,5 л.с. Две передачи вперед и одна назад. Позволяет подключать любое навесное оборудование.
Отличительная особенность данной модели – компактность. По функционалу это мотоблок, а по размерам чуть больше культиватора.
МБ-23 МультиАгро
МБ-23 предназначен для выполнения любого вида сельскохозяйственных и коммунальных работ. От культивации почвы до уборки снега.
Этот мотоблок также сделан на базе МБ-2, но имеет ряд доработок, которые увеличивают его функциональность. Оснащен редуктором МультиАгро, благодаря чему техника имеет 4 скорости вперед и 2 назад.
Цена зависит от установленного двигателя, например МБ23-МультиАГРО YAMAHA (MX300) PRO стоит 135 000 рублей, т.к. на нем установлен хороший редуктор и дорогой мотор, а версия с классическим редуктором и китайским двигателем Мотоблок МБ23-ZS стоит всего 74 900 рублей.
Ширина культивации зависит от количества установленных фрез и составляет 80-125 см.
Технические характеристики МБ23 МультиАГРО-ZS:
- класс: средний,
- количество передач вперед: 4,
- количество передач назад: 2,
- тип сцепления: ременное,
- максимальная ширина обработки: 125 см,
- глубина культивирования: 20 см,
- диаметр фрез: 360 мм,
- мощность двигателя: 9 л.с,
- объем двигателя: 270 куб.см,
- тип двигателя: бензиновый, 4х тактный,
- тип редуктора: шестеренчато-цепной (МультиАгро),
- вес: 95 кг,
- цена: 74 208 рублей.
Плюсы и минусы
Известный бренд. Компания с большой историей, в 1985 году появился первый мотоблок | Высокая цена. У конкурентов ценники значительно выше, особенно у китайцев. |
Высокая надежность. Контроль качества сборки и самих комплектующих значительно выше, чем у китайских конкурентов. | Спорное соотношение цены и качества. Техника то хорошая, но и стоимость у нее космическая. |
Современные двигатели. Фирма сотрудничает с такими брендами как Ямаха, Хонда, Б&С. | Дорогие запчасти на двигатели. Японские и американские бренды редко ломаются, но если это произойдет, то рациональным ремонт будет только при замене на аналоги от китайских фирм. |
Большой выбор. Модельный ряд насчитывает 15 моделей на текущий момент. | Морально устаревшее сцепление и цепной редуктор. Ременное сцепление имеют низкую надежность, ремни постоянно изнашиваются, а цепь в редукторе часто вытягивается, начинает греметь и требует замены. |
Современные технологии. Компания не стоит на месте, постоянно что-то улучшает в своей технике, к примеру все тот же редуктор МультиАгро. Функция отключения полуоси. | Чем больше узлов и функции, тем ниже надежность. Эксперты отмечают, что наличие функции полуоси снижает надежность редуктора. |
Мотоблоки Нева – хорошая техника, но не понятно ее ценообразование, вроде бы цепной редуктор, ременное сцепление, двигатель от известных брендов (их же ставят и конкуренты на свои мотокультиваторы), при этом у конкурентов ценник ниже на 10-25%.
Особенности выбора
Выбор в первую очередь зависит от бюджета, а вообще рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
- Определиться с суммой.
- Определить, какой вид работ придется выполнять технике.
- Зная бюджет и вид работ, можно понять необходимый класс техники: легкий, средний или тяжелый.
- Зная класс, выбираем двигатель, редуктор и комплектацию. Все это влияет на цену.
- При маленьком объеме работ лучше выбирать простые моторы, легкие модели мотоблоков и простые редуктора. При большом наоборот, мощные двигателя и хотя бы средний класс техники.
Стоит иметь ввиду, что модели с двигателями Yamaha, B&S, Honda и редукторами МультиАгро сильно увеличивают стоимость техники, от 20 до 35%.
Предлагаем посмотреть видео, которое поможет выбрать нужную модель. Автор сравнивает шесть моделей между собой и рассказывает чем они отличаются друг от друга.
Какое навесное оборудование можно использовать
Можно использовать любое навесное оборудование, предназначенное для мотоблоков, как от сторонних фирм, так и непосредственно от Невы.
Компания Нева рекомендует устанавливать на свои мотоблоки только оригинальное навесное оборудование производства:
- ЗАО «КО-Нева»,
- АО «НМЗ Энергия»,
- ЗАО «Всеволожский ремонтно-механический завод».
Связано это в первую очередь с тем, что эти компании сотрудничают с заводом Нева (некоторые их дочки) и производят навеску с учетом особенностей именно этих мотоблоков.
Для техники выпускают весь ряд необходимого навесного оборудования, активного и пассивного. Среди активного рекомендуем посмотреть следующие виды:
- Снегоуборщик СМБ «Нева»,
- Косилка роторная КР-0,5,
- Щетка роторная мотоблочная ЩРМ-1 «Нева»,
- Дровокол,
- Измельчитель веток для мотоблока.
По отзывам покупателей, данная навеска очень хорошо работает именно с техникой Нева.
Пассивное оборудование в основном предназначено для обработки почвы и в него входит:
- Плуг,
- Фрезы,
- Окучник,
- Картофелекопалка,
- Картофелесажалка,
- Адаптер Нева,
- Грунтозацепы.
Это основной перечень, который необходим для работы на огороде и выращивания плодовых культур.
Есть еще разновидности плугов: ПН, оборотный, каждый предназначен для решения своих задач, а именно ПН – для полного оборота пласта при грубой вспашке, оборотный – для обработки окультуренных и мягких участков.
Окучники также разделяются на несколько видов: двухкорпусный, двухрядный, дисковый, дисковый с бороздоделом.
Сейчас от «Невы»осталось одно название и железная рама.Всё что там производится вплоть до последнего болта,всё сделано в Китае,в Питере только отверточная сборка и покраска с нанесением давнишнего раскрученного ещё в СССР бренда «Нева»,что позволяет запрашивать большую цену.Тот-же китайский «Гринфильд»с лицензионным Хондовским мотором вплоть до последнего болта абсолютный близнец «Невы» из запчастей одних и тех-же китайских производителей судя по-маркировкам,только покрашен в другой цвет и стоит на процентов тридцать дешевле Невы даже с учетом логистики.