Мотоблоки — это популярные средства обработки земли, которые есть практически у каждого фермера или в крупном хозяйстве. Они отличаются простой конструкцией и относительно низкой ценой. На мотоблок не нужны водительские права, поэтому народные умельцы часто с ними экспериментируют. Например, из мотоблока многие делают вездеходы. Примечательно, что на переделку не требуется значительных финансовых вложений.
Особенности конструкции
Самодельные вездеходы на базе мотоблоков — это универсальные транспортные средства. На них человек может легко преодолевать труднопроходимые участки. Соответственно такой вездеход пригодится как простым сельским жителям, так и рыбакам с охотниками.
На базе мотоблока можно даже сконструировать небольшой трактор, с комфортными условиями обитания в кабине, похожий на МТЗ. А некоторые делают собственный снегоболотоход на четырех колесах, на котором можно будет ездить в любое время года. Рекомендуем почитать интересную статью о том, как сделать минитрактор из мотоблока своими руками.
При создании собственного транспортного средства важно учитывать ряд конструктивных особенностей. Создавая мотовездеход своими руками с двигателем от мотоблока, нужно помнить, что на них рекомендуется немного смещать основной центр тяжести и использовать переднюю ось увеличенных размеров.
Основными конструктивными особенностями такого транспортного средства являются:
- Рама. Она необходима для повышения мобильности транспортного средства при преодолении труднопроходимых участков местности.
- Задний мост. Без него не удастся создать четырехколесную конструкцию.
- Водительское место. Его необходимо сконструировать так, чтобы на человека не попадала грязь и вода при быстрой езде.
- Осветительные приборы. Благодаря им человек сможет передвигаться на вездеходе в любое время суток.
Самодельный вездеход из мотоблока — это одноместный вид транспорта. На нем можно перевозить до 200 кг полезного груза.
Важным конструктивным элементом такого ТС является ширина. Чем шире человек делает конструкцию, тем более устойчивой она в итоге получится.
Какой двигатель использовать
Для самодельного вездехода подойдет любой вид. Можно использовать как бензиновый, так и дизельный двигатель от мотоблока. У каждого из них свои достоинства и недостатки.
Например, дизель плохо работает при низких температурах, а для бензинового потребуется использовать дорогое топливо.
Как проходит построение
Специалисты рекомендуют при создании ходовой части делать подвеску независимого типа. У нее простая конструкция. Здесь несложно проводить техническое обслуживание.
Такой тип подвески делает езду по бездорожью более комфортной для человека.
При отсутствии возможности лучше отдать предпочтение простым пневматическим шинам.
Пневмоход и гусеничный вездеход
Болотоход из мотоблока — это аналог вездехода. Главной особенностью такой конструкции являются колеса. Они оказывают небольшое давление на грунт, а это повышает проходимость транспортного средства.
На такой технике можно передвигаться даже по заболоченной местности. При езде на пневмоходе человек практически не чувствует неровностей, его не трясет. Соответственно оказывается меньшее воздействие на раму и подвеску. Такие транспортные средства дольше служат своим владельцам.
Домашние вездеходы на гусеничном ходу предназначены для особо труднопроходимой местности.
На них можно перевозить различные грузы по лесам и заболоченным полям. Из-за этого гусеница стала популярной у охотников и лесников.
Как создать колесный вездеход
При создании вездехода из мотоблока своими руками, рекомендуется оснащать его понижающим редуктором. Дело в том, что двигатели, которые устанавливаются на мотоблоках, по своему крутящему моменту имеют наилучшие показатели, если частота вращения коленчатого вала от 75 до 85 % от его максимальной мощности.
Специалисты советуют оснащать мотор такого транспортного средства системой принудительного охлаждения.
Самодельный вездеход не будет развивать большую скорость. Соответственно, набегающего потока воздуха не хватит, чтобы охладить двигатель. Если у него не будет системы принудительного охлаждения, мотор начнет быстро перегреваться и выйдет из строя.
Рама
Она располагается между передним и задним мостом. В качестве ее основы лучше взять профильные трубы, которые имеют прямоугольное или квадратное сечение. Они способны обеспечить достаточную жесткость конструкции.
Если человек планирует использовать вездеход для охоты или рыбалки, ему лучше устанавливать «ломающуюся» раму. Соединение элементов конструкции здесь выполняется через шкворень. При этом подвеска переднего и заднего моста не зависят друг от друга. Такая кострукция применяется например, при создании вездехода из мотоблока Нева.
Задний мост и подвеска
Если человек не хочет возиться с самостоятельным созданием заднего моста, можно использовать готовую конструкцию. Самый распространенный вариант — задний мост от легкового автомобиля. К примеру, подойдет узел от модели «Москвич-421». Он отличается небольшой массой, что позволяет устанавливать его на самодельном транспортном средстве.
Для того, чтобы повысить плавность хода, подвеска делается на амортизаторах. Благодаря этому также снижается негативное воздействие вибрации на конструктивные элементы транспортного средства.
Задний мост вездехода с двигателем от мотоблока прикрепляется к подвеске с помощью болтов из закаленной стали.
Чтобы повысить эластичность соединения используют вставки из резины. Это продлевает срок эксплуатации вездехода.
Колеса (камеры низкого давления)
Чтобы транспортное средство получило возможность передвигаться по влажному грунту, на колеса рекомендуется установить грунтозацепы от мотоблока.
Чем больше будет размер камер низкого давления, тем меньше они будут давить на грунт. Соответственно, повысится проходимость вездехода.
Для них потребуются диски особой конструкции. Их изготавливают из обычных автомобильных, путем добавления к ним дополнительных металлических пластин. В качестве КНД можно использовать камеры от большегрузов (ГАЗ, КамАЗ, Урал и пр.).
Сборка самодельного вездехода из мотоблока
После того, как будут подготовлены все необходимые инструменты и приобретены комплектующие, умелец может приступать к сборке самого вездехода из мотоблока. Ниже представлен примерный план:
- Мотоблок устанавливается на раму из труб.
- На конструкцию монтируются мосты (обязательно задний и при необходимости передний).
- На раму закрепляют водительское кресло.
- Устанавливают систему рулевого управления (если это предусмотрено конструкцией и чертежом).
- Устанавливают элементы защиты (их можно изготовить из пластика или металла).
- Водитель проверяет, насколько удобно ему сидеть в кресле. Правильно ли подобрано расстояние между сиденьем и рулем и т.п. При необходимости конструкция переделывается.
- Проверяется тормозная система.
- На вездеход монтируется проводка и осветительные приборы.
После этого можно приступать к полевым испытаниям техники. Вездеход проверяют на максимальных нагрузках.
Лучше, если возможные дефекты выявятся на этом этапе, а не в процессе эксплуатации, где-нибудь в глухом лесу.
Где используется самодельный вездеход из мотоблока
Не следует забывать, что на самодельном вездеходе запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Если водителя на таком транспортном средстве остановят сотрудники ГИБДД, ему выпишут большой штраф, а сам вездеход могут изъять.
На таком ТС можно ездить только по бездорожью, где нет других машин. Дело в том, что на вездеходе отсутствуют элементы оповещения о действиях водителя (поворотники, стоп-сигналы и т.п.). Это может привести к возникновению опасных ситуаций на дороге.
В видеоролике ниже российский умелец показывает свой гусеничный вездеход, собранный на основе мотоблока. В данной конструкции используется заводская гусеничная приставка для мотоблока.