Особенности гусеничной приставки на мотоблок

Современные мотоблоки представляют собой минитехнику, способную выполнять широкий спектр работ в любое время года. Такая многозадачность обусловлена возможностью использования различного навесного и прицепного оборудования. А установка гусениц способна еще больше увеличить функциональность техники. Главное правильно выбрать готовую гусеничную приставку или сделать ее самостоятельно.

Устройство гусеничной приставки

Гусеничную приставку к мотоблоку используют при проведении различных работ в тяжелых эксплуатационных условиях, в частности для:

  • работ на болотистых и труднодоступных территориях;
  • расчистки территории от снега;
  • перевозки грузов в труднопроходимых участках местности.

Также мотоблок с гусеницами очень часто используют просто, как транспортное средство в зимнее время года.

конструкция гусеничного модуля

По форме исполнения гусеничные модули подразделяют:

  1. Прямоугольные осевые. В такой конструкции гусянки на мотоблок присоединяются с помощью болтов. В нижней части оси находятся четыре ролика, которые обеспечивают натяжение гусеничной ленты. По обеим сторонам гусеницы установлены две шестерни, предназначенные для провоцирования движения мотоблока. Движение всей установки происходит при помощи втулочно-роликовой цепи и шарнирной передачи.Гусеницы на мотоблоке Нева МБ 2
  2. Треугольные шестеренчатые. Данный гусеничный модуль для мотоблока представляет собой шестерни большого размера, закрепленные на связанной с редуктором оси, и расположенные попарно на раме 8 роликов. Они способствуют натяжению ленты и обеспечивают плавное перемещение мотоблока. Путем поднятия и опускания шестерни можно контролировать степень натянутости гусеницы.Треугольные шестеренчатые гусеницы

Преимущества применения гусениц для мотоблока

Гусеничный привод для мотоблока, по сравнению с колесной парой, имеет большую опорную поверхность. Благодаря этому обеспечивается:

  • равномерное распределение массы агрегата по поверхности;
  • лучшая устойчивость;
  • высокая маневренность техники;
  • повышенная проходимость;
  • всепогодность применения.

На видео, которое представлено ниже, вы можете посмотреть: как мотоблок Нева МБ 2 перемещается на гусеничном ходу.

Мотоблок с гусеничной приставкой не застрянет в вязкой и топкой поверхности. Специалисты утверждают, что гусеничный привод серьезно улучшает проходимость техники. А это, в свою очередь, позволяет разнообразить спектр решаемых задач, с которыми способен справится мотоблок.

Гусеницы в некоторых ситуациях существенно выигрывают у стандартных колес.

Следует учитывать особые требования к силовой установке культиватора. Воздушное охлаждение малоэффективно при предельных нагрузках, что может привести к выводу из строя силовой установки. Необходимо использовать мотор с жидкостным охлаждением, которое показало себя достаточно продуктивно.

Достоинства и недостатки изготовления самодельных гусениц

К положительным моментам насадок этого вида относят:

  • возможность самостоятельно подбирать детали хорошего качества для изготовления (своеобразный контроль);
  • так как техника делается для себя, то стараются добиться максимальных показателей надежности и проходимости;
  • стоимость (переоборудовать технику под гусеничный ход самостоятельно гораздо дешевле, чем купить заводской узел).

гусеничная приставка на колеса

Недостатков, как таковых, нет. Единственное, что вы потеряете при изготовлении гусениц на мотоблок своими руками – это время.

Необходимые инструменты и материалы для изготовления

Перед тем как перейти к созданию гусеничного блока для мотоблока, следует подготовить материалы и инструменты, потребующиеся для сборки изделия.

Материалы:

  • транспортерная лента и втулочно-роликовая цепь;
  • покрышки от грузового автомобиля или трактора;
  • ремни с клиновидным профилем;
  • цепи;
  • болты, гайки и другой крепежный материал.

В зависимости от выбранного типа гусеничного хода может понадобиться что-то еще или наоборот, будет лишнее в этом списке.

Инструменты:

  • угловая шлифовальная машина (болгарка);
  • дрель;
  • сварочный аппарат;
  • молоток;
  • различные гаечные ключи.

Выбрав один из вариантов изготовления гусениц, можно приступать к их созданию.

Чертеж желателен, но совсем не обязателен, все можно сделать по месту, мы делали гусеничный модуль для мотоблока Нева почти на коленке, в гараже из подручных материалов, используя б/у детали от старой техники разного вида.

Изготовление гусениц для мотоблока своими руками пошагово

Гусеничная лента одевается на два колеса, расположенные с одной стороны мотоблока. Как правило минитехника такого вида имее только одну колесную пару. Поэтому в первую очередь необходимо установить дополнительную пару колес. Обычно дополнительные колеса делают съемными. Это дает возможность быстро преобразовать технику так, как этого требуют условия эксплуатации.

гусеница для мотоблока из подручных материалов

Также надо определиться с параметрами гусеничного полотна. Дело в том, что если гусеницу сделать очень высокой, то центр тяжести мотоблока может сместиться, что приведет к сложностям при маневрировании, так как он будет заваливаться набок.

Чтобы этого избежать, необходимо расширить колесную базу. Для этого, вторую (дополнительную) ось увеличивают на несколько сантиметров, а на ведущий вал устанавливают специальную втулку (продается в специализированных магазинах).

Толщина будущей гусеницы напрямую зависит от мощности мотоблока. Оптимальный вариант от 7 до 15 мм.

Гусеницы могут быть изготовлены из следующих материалов:

  • транспортерная лента;
  • покрышки от грузовых автомобилей или тракторов;
  • ремни;
  • цепи.

Независимо от выбранного типа материала изготовления гусениц, следует учитывать, что:

  • масса гусеничного узла должна соответствовать мощности двигателя мотоблока;
  • как правило, гусеницы устанавливаются на четырехколесную конструкцию, поэтому двухколесные мотоблоки потребуют существенной доработки.

Рассмотрим эти варианты создания гусеничной ленты подробнее.

Из зубчатой транспортерной ленты

Данный способ является самым простым, поэтому и самым распространенным. Здесь не потребуются специальные знания и умения, а также много инструментов и материалов.

  1. Сначала необходимо определить нужную длину ленты. (Определяется она, как длина окружности одного колеса + расстояние между осями каждой пары колес умноженное на 2).зубчатая транспортерная лента
  2. Далее надо сделать будущую гусеницу прочной и надежной. Для этого ленту необходимо обметать по краям леской, стяжками, с шагом около 10 мм.обмотка ленты леской
  3. Для образования кольца лучше использовать шарнирное соединение (т.к. оно более прочное и долговечное) или просто сшить ленту по торцам.шарнирное соединение ленты
  4. Установить получившиеся гусеничные ленты на колеса культиватора.гусянка для мотоблока из покрышек

Из покрышки грузовика

Изготовить гусянку для мотоблока используя в качестве платформы автомобильную покрышку, также достаточно просто и не займет много времени. Облегчает работу то, что покрышка уже имеет замкнутый контур и протектор для сцепления с поверхностью, поэтому нет необходимости ее сшивать и крепить траки.

Целостность покрышки уменьшает вероятность того, что она порвется или получит повреждение при эксплуатации. Однако стандартная ширина покрышки позволяет охватывать только определенный участок поверхности, что является недостатком. Выходом из этого, является применение 2 или даже 3 покрышек при изготовлении одной гусеницы.

Для улучшения режущей способности и уменьшения трения, нож или пилку электролобзика необходимо периодически смачивать водой или мыльным раствором.

подготовка покрышки к использованию

  1. Подобрать покрышку и вырезать из нее дорожку с протектором (использовать сапожный нож или электролобзик).
  2. Удалить все ненужные элементы изнутри покрышки.
  3.  Установить ленту из покрышки на колеса техники в качестве гусеницы.установка ленты на покрышки

Длина гусеницы, изготовленной таким способом, ограничена диаметром автопокрышки. Это следует учесть, перед тем как устанавливать дополнительную колесную пару.

Из ремней и цепей

Еще один способ изготовления гусеницы предполагает использование стандартных ремней с клиновидным профилем и цепей.

  1. Чтобы из ремней получилась гусеница, их надо соединить между собой грунтозацепами (траками) с помощью болтов или заклепок.гусеница из металла
  2. Для создания гусянки из цепей, нужно взять два отрезка цепи одинаковой длины. Конечные звенья обоих отрезков разжать и соединить цепи так, чтобы получились два замкнутых кольца. Далее разжатые звенья зажимаются и для прочности завариваются.

Как изготовить  гусеницы своими руками для мотоблока, вы можете просмотрев видео:

Далее изготовляются металлические грунтозацепы (траки) нужной толщины. Вместо стали можно использовать другой материал (дерево, пластик и т.п.). Траки крепятся болтами или привариваются к звеньям замкнутых цепей, образуя гусеницу.

Самодельные траки для гусениц

Траки для гусеницы можно легко сделать своими руками из любого подходящего материала. Однако необходимо учитывать на какую нагрузку вы рассчитываете.

Ниже приведены несколько вариантов материалов, подходящих для создания траков:

  • из пластиковых труб. Для этого берется пластиковая водопроводная труба (диаметр можно взять какой вам больше подходит) и нарезается на сегменты, равные ширине гусеницы. Далее каждый сегмент разрезается вдоль на две равные половины, которые крепятся к основе гусеницы на одинаковом расстоянии друг от друга.
  • из деревянных брусков. Деревянные бруски можно использовать в качестве траков в том случае, если нагрузка на гусеничный блок предусматривается небольшая. Такие траки не очень прочные, но легкие и их очень просто изготовить. Гусеницу с такими грунтозацепами можно отремонтировать практически, где угодно.
  • металлические траки. Являются самыми надежными. Для их изготовления можно использовать металлические трубы или профиль, нарезанный на сегменты определенной длины. Полученные траки следует закрепить болтовым соединением с основой гусеницы. Однако существенным недостатком железных траков является их большой вес.

От степени нагрузки и условий эксплуатации мотоблока зависит какой материал следует выбирать при изготовлении траков на гусеницу. Например, для передвижения по снегу отлично подойдут легкие пластиковые или деревянные траки, а для более трудоемких работ лучше использовать металлические грунтозацепы.

Еще одним немаловажным условием создания хорошей гусеницы является равномерное расположение траков по всей поверхности гусеничной ленты. Это необходимо для того, чтобы избежать перекосов во время движения и соскальзывания гусеничного полотна с несущих поверхностей.

гусеница из цепей и пластин

В интернете описано множество способов изготовления гусениц своими руками. Главное, в чем мнение опытных рукоделов сходно, это то, что изготовление гусеницы для мотоблока – процесс несложный, но требует определенного количества времени и некоторых умений и навыков работы со специальными инструментами.

Правильный уход за гусеницами

Для продления срока службы и поддержания требуемого технического состояния гусениц важно соблюдать правила эксплуатации:

  • осуществлять тщательный осмотр гусеничного узла;
  • контролировать уровень настройки и натяжения цепи;
  • проверять и контролировать натяжение гусеничной ленты;
  • проверять качество крепления деталей;
  • производить смазку всех движущихся деталей;
  • проводить осмотр на предмет наличия повреждений и разрывов (как до, так и после эксплуатации);
  • избегать наездов на твердые препятствия (корни, камни, пеньки и т.п.)

При соблюдении этих нехитрых правил можно быть уверенным, что техника прослужит долго и не подведет в самый неподходящий момент.

Таким образом, мотоблок с гусеницами очень полезен в хозяйстве, особенно в зимнее время. Конечно, гусеничный привод промышленного производства более функционален, чем изготовленный своими руками. Однако, зачастую хватает и самодельных гусениц, чтобы выполнить необходимую работу. В то же время гусеницы кустарного производства обойдутся гораздо дешевле заводского узла.

 

Рейтинг (оцените пожалуйста, мы старались)
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бензопилы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: