Изготовление минитрактора из мотоблока своими руками

Многие фермеры, огородники и садоводы, имеющие мотоблок, задумывались над модернизацией своей техники, чтобы использовать ее возможности на 100%. Одним из самых существенных улучшений, которое позволит значительно облегчить выполнение сельскохозяйственных работ, является переделка мотоблока в минитрактор. При наличии минимальной технической грамотности это не сделать не трудно, главное разобраться в технических моментах, подготовить необходимые инструменты и материалы, а также иметь или купить подходящий мотоблок.

Правила выбора мотоблока для изготовления минитрактора

Перед тем, как начать преобразование мотоблока в минитрактор нужно подобрать модель, которая будет удовлетворять техническим характеристикам. При этом потребуется учесть ряд важных параметров:

  1. Мощность силовой установки. От показателя мощности мотора зависит производительность будущего минитрактора, а также размеры земельного участка, который можно будет обрабатывать изготовленной техникой. Чем большая нагрузка на технику предполагается, тем более мощный должен быть мотор.
  2. Тип двигателя (бензиновый или дизельный). Бензиновые агрегаты работают гораздо тише, имеют небольшую компрессию и легкий запуск. Однако дизельные выигрывают по экономичности применения и производительности при работах с «тяжелой» землей и на больших площадях.
  3. Масса техники. Она должна соответствовать типу земли. Для обработки плотного грунта нужна тяжелая техника, так как малый вес не позволит выполнить поставленную задачу. И наоборот, на мягкой почве следует использовать легкий агрегат, чтобы он не утрамбовывал ее.
  4. Размеры плуга (если аппарат будет применяться для вспашки). Здесь надо учитывать на какую глубину предполагается обрабатывать почву. Лучший вариант – плуг с регулируемой глубиной вспашки.
  5. Стоимость и фирма-производитель. Желательно выбирать модели известных марок, которые уже зарекомендовали себя на рынке сельскохозяйственных машин. Однако лучше покупать агрегаты не очень дорогие, но имеющие подходящие параметры.

Не стоит покупать дорогую технику, ведь мотоблок приобретается именно в целях экономии.

Подготовительные работы

Перед началом работ по переделке мотоблока в минитрактор, стоит посмотреть несколько вариантов изготовления (желательно с чертежами) и почитать подходящую литературу.

Несколько примеров чертежей, которые существенно помогут при проведении работ:

Чертеж переделки мотоблока в минитрактор

Чертеж основных компонентов и частей минитрактора

Чертеж устройства рамы

Схема переделки вала

Это только несколько самых распространенных чертежей, которыми часто руководствуются при переделках, т.к. это основы: рама, редуктор, общая конструкция.

Также, если у вас еще нет мотоблока, то следует рассмотреть несколько наиболее подходящих моделей. Агрегаты от различных производителей имеют свои особенности, что влияет на перечень необходимых работ по модернизации.

В качестве отдельных узлов можно использовать готовые заводские устройства, они все равно обойдутся дешевле, чем покупка минитрактора. Однако, если вы хотите сэкономить как можно больше, то такой вариант не подойдет, т.е. все детали надо будет изготавливать самостоятельно.

Необходимые инструменты и материалы

Итак, чтобы самостоятельно создать минитрактор из мотоблока, кроме базового агрегата потребуется базовый набор материалов и инструментов.

Материалы:

  • два колеса с навеской;
  • сиденье водителя;
  • рулевой механизм (рулевые тяги, редуктор, рулевая штанга, руль);
  • карданный вал от грузовика;
  • комплект для установки гидравлики;
  • тормозной цилиндры;
  • педали;
  • шкив;
  • лист металла;
  • металлические уголки, швеллеры и трубы;
  • крепеж (болты и гайки).

Комплектующие несложно купить – их достаточно в местах разборки автотехники или в пунктах приема металлолома.

При использовании б/у деталей обращайте особое внимание на их техническое состояние и наличие дефектов.

Инструмент:

  • сварочный аппарат;
  • дрель;
  • угловая шлифовальная машина (болгарка);
  • набор инструментов.

Варианты изготовления минитрактора из мотоблока

Вариантов изготовления не так много, в основном они отличаются конструкцией рамы и расположением силовой установки.

То есть можно сделать агрегат с переломной рамой и расположенным спереди двигателем, а можно с цельнометаллической и задним размещением силовой установки или комбинировать эти узлы по-другому.

Также есть некоторые особенности при конструировании ходовой части.

Ниже приведены описания этих узлов:

  1. Рама (может быть цельнометаллической или переломной). Обычно используют именно переломку. Такая конструкция состоит из двух независимых полурам, скрепленных между собой при помощи шарнирного соединения. Это позволяет повысить устойчивость техники, улучшить ее маневренность и проходимость, так как все 4 колеса почти всегда будут контактировать с поверхностью.
  2. Ходовая часть (рулевые тяги, колеса, рулевая колонка). Обычно «родные» колеса мотоблока устанавливают сзади конструкции, а на переднюю ось – от автомобиля. Для создания полноценного шасси самоделка оборудуется ступицами с тормозами.

Поворотное устройство может быть двух вариантов:

  • переломная рама (поворот при помощи перелома кузова). Прочная и надежная конструкция. Однако на поворотах отличается малой мобильностью, и рулевую колонку необходимо устанавливать прямо над узлом соединения;
  • рулевая тяга. Позволяет совершать повороты под большим углом, однако более сложна в изготовлении. Лучше всего использовать готовые узлы от автомобиля. Достоинством такого варианта исполнения является то, что ведущими могут быть как задние, так и передние колеса агрегата.

Что касается расположения двигателя, то его можно установить, как на передней, так и на задней части рамы. Как правило, на самодельных минитракторах силовую установку размещают впереди для сохранения баланса при работе с навесными орудиями.

При работах по преобразованию мотоблока в минитрактор строго соблюдайте правила техники безопасности и используйте средства индивидуальной защиты.

Инструкция по изготовлению

Определившись с конструкцией с подходящими параметрами, можно приступать к созданию агрегата.

Создание рамы пошагово

Для создания рамы обычно используют стальные трубы квадратного сечения или уголки, также можно использовать швеллеры.

Рассмотрим изготовление рамы-переломки.

Создание рамы пошагово

  1. Разрезать металлическую трубу на нужные по размерам элементы. Их количество и параметры подбираются в зависимости от предполагаемых размеров и грузоподъемности агрегата.
  2. Сварить две полурамы и соединить между собой с помощью шарниров. Для этих целей, подойдет карданный вал от грузового автомобиля.

Как должно выглядеть соединение рамы

После завершения работ по созданию рамы следует проверить правильность монтажа. Если все подходит, переходим к созданию следующего узла, если нет, то дорабатываем конструкцию.

Еще один вариант рамы – цельнометаллическая. В такой конструкции необходимо соединить между собой 2 лонжерона (правый и левый) и 2 траверса (передний и задний). Лонжероны и траверсы изготавливают из швеллера. В качестве поперечной балки используют металлический брус.

В задней части рамы рекомендуется сделать сцепку, чтобы можно было использовать навесные орудия и тележку (прицеп).

Изготовление и монтаж ходовой части

Для оборудования самодельного трактора полноценной передней ходовой частью можно приобрести ступицы в сборе с тормозной системой и желательно в комплекте с рулевыми тягами, рулевым колесом, редуктором и рулевой колонкой.

Или смонтировать все самостоятельно. Для этого:

  1. Подобрать металлическую профильную трубу (должна соответствовать размерам передней оси).
  2. К торцам трубы прикрепить колесные ступицы.крепление ступицы к трубе оси
  3. Получившуюся ось закрепить по центру передней рамы.Крепление ступиц к раме
  4. Смонтировать рулевые тяги, после чего выровнять их с рулевым редуктором.монтаж рулевых тяг
  5. Установить и отрегулировать рулевую штангу и руль.установка и регулировка рулевой штангиустановка и регулировка рулевого
  6. Заднюю ось изготовить подобным образом из профильной трубы и ступиц.изготовление задней оси
  7. Смонтировать шкив, через который будет передаваться крутящий момент от двигателя к другим элементам ходовой части.

Установка мотора

  1. Для крепления двигателя, на раму приварить железную пластину и просверлить отверстия под места крепления мотора. С помощью болтов установить мотор на раму. Лучше использовать «плавающее» (скользящее) крепление, это упростит регулировку и обеспечивает необходимое натяжение ремней.
  2. Смонтировать ременную передачу, которая нужна для передачи усилия от силовой установки на заднюю ось минитрактора. При этом важно, чтобы шкив вала отбора мощности располагался в одной плоскости со шкивом задней оси агрегата. Ременную передачу желательно закрыть защитным кожухом, это поможет избежать соскальзывания при эксплуатации и увеличит срок службы.установка ременной передачи

Гидросистема предназначена для управления прицепными и навесными орудиями, а также регулировки их работы, например, можно корректировать глубину обработки почвы. Она включает в себя следующие элементы: масляный насос, бак для масла, гидроцилиндр и распределитель. Вся система соединяется гибкими маслостойкими шлангами.

гидравлическое оборудование

Алгоритм установки гидравлики на мотоблок:

  1. Определить место под насос, распределитель, поршни и другие дополнительные элементы. При этом расстояние от выходного вала двигателя до ближайшей точки передачи усилия гидросистемы должно быть минимальным.
  2. Насос установить, как можно ближе к ведущему валу. Бачок с рабочим маслом должен располагается над ним, чтобы обеспечить свободную подачу жидкости на лопасти насоса и уменьшить потери полезной механической энергии. Для обеспечения бесперебойной работы системы, между емкостью с жидкостью и насосом устанавливается фильтр.
  3. При помощи маслостойких шлангов насос соединяется с гидрораспределителем, который оснащен элементами управления. Распределитель регулирует направление движения масла и его подачу в цилиндры, а также перекрывает поток при холостой работе.
  4. После установки распределителя производится установка гидроцилиндров на рабочую часть рамы. Эти элементы представляют собой специальные поршневые блоки, предназначенные для использования в гидравлической системе. Также их можно изготовить из автомобильных амортизаторов масляного типа.
  5. Крепежные механизмы определяются типом оборудования, его конфигурацией и характером работ, выполняемых с его помощью.

Монтаж тормозной системы

Для установки можно приобрести новые детали для создания тормозной системы или воспользоваться заводскими деталями от автомобиля.

  1. Определить место расположения педали тормоза и основного тормозного цилиндра.
  2. Изготовить для них крепление.монтаж тормозной системы
  3. Подсоединить цилиндр к тормозным барабанам маслостойкими шлангами.монтаж тормозного цилидра
  4. Проверить герметичность тормозной системы.проверка системы торможения

Общая инструкция по сборке пошагово

  1. Изготовить раму и переднюю ось из профилей металлопроката.
  2. На передней оси закрепить ступицы колес.
  3. Собрать ось. В случае с переломной рамой, ее надо крепить жестко к передней половине.
  4. Установить на раму рулевой редуктор и соединить поворотными кулаками с рулевой тягой.
  5. Собрать рулевую колонку и проверить, как работает управление.
  6. Расположить на штатном месте заднюю ось. Ее крепление производиться к раме посредством двух подшипников, вмонтированных во втулки.
  7. Установить двигатель и колеса.
  8. Смонтировать тормозную систему.
  9. Установить водительское сиденье
  10. Провести регулировку узлов минитрактора.

Нюансы и подводные камни, с которыми можно столкнуться во время изготовления

При создании самоделки необходимо учитывать некоторые особенности:

  1. Если у вас мотоблок с цельными рукоятями управления, вероятно, придется изготовить задний подъемный механизм по индивидуальным размерам.
  2. Присутствие вала отбора мощности на коробке передач обязательно!
  3. Передний мост лучше не изготавливать самостоятельно, а брать готовый — автомобильный.
  4. Рулевые рейки и механизмы, соединяемые с педалями, чаще всего берут от автомобилей ВАЗ.рулевая рейка Ваз 2109
  5. Установка водительского сиденья очень важная процедура, т.к. при его сдвиге всего на несколько сантиметров может потребоваться существенная переделка всей конструкции.
  6. Чтобы избежать переворачивания минитрактора при поворотах, потребуется расширить ведомую ось и колесную базу.

минитрактор из мотоблока МТЗ

Таким образом, изготовить минитрактор из мотоблока непросто, но при наличии оборудования и материалов вполне по силам каждому. Для ускорения результата используются готовые комплекты. Также следует помнить, что единого стандарта при переделке нет. Каждый разрабатывает индивидуальный проект, опираясь на опыт предшественников по изготовлению подобных конструкций.

Рейтинг (оцените пожалуйста, мы старались)
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бензопилы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: