Как устроена коробка передач на мотоблоках

Мотоблок функционально занимает промежуточное место между мотокультиватором и малогабаритным трактором. КПП этого агрегата передает крутящий момент от двигателя на колеса или рабочие органы. Редуктор изменяет передаточное число, приспосабливая машину к конкретным условиям работы.

Особенности КПП в мотоблоках

К характерным особенностям КПП мотоблока относятся:

  • максимально возможное количество передач переднего хода;
  • наличие двух и более передач заднего хода;
  • большое передаточное число трансмиссии в целом, для получения высокого крутящего момента на колесах или рабочих органах.
В каждом мотоблоке есть коробка передач

На большинстве мотоблоков в конструкции трансмиссии используются цепные и ременные передачи. По сравнению с шестеренчатыми они обладают рядом преимуществ:

  • относительная простота изготовления;
  • низкая стоимость;
  • высокий крутящий момент;
  • большая мощность.

Ременные передачи, кроме того, не только хорошо сглаживают рывки, неизбежные при работе, но и неплохо справляются с ролью сцепления при наличии натяжного ролика, управляемого оператором.

В мотоблоках используются только МКПП — механические коробки передач.

Конструкция и принцип действия узла

Переключение КПП на мотоблоке производится двумя способами:

  • при помощи простейших муфт;
  • путем введения в зацепление соответствующих пар шестеренок (при использовании шестеренчатого редуктора).

Шестерёнчатые редукторы

Имеют параллельные шлицевые валы, на которых установлены шестерни. Зубчатые колеса ведомого (вторичного) вала, как правило, неподвижны в осевом направлении. Шестерни первичного вала могут перемещаться вдоль по нему при помощи вилок, входящих в кольцевые пазы и связанных с рычагом управления.

Шестеренчатый редуктор

Используют такие коробки на мотоблоках весом более 100 кг, имеющих более двух передач переднего хода. На некоторых моделях их количество доходит до семи, с двумя передачами заднего хода.

Подобной трансмиссией оснащены агрегаты Минского Тракторного Завода (МТЗ), «Zirka» LX 1090D, «Агро», «Зубр», «Скаут» и «Брайт».

КПП этих агрегатов имеют валы отбора мощности для привода вспомогательного оборудования, например, косилки или картофелекопалки.

Редукторы с цепной передачей

Гораздо чаще вместо шестеренных пар ставят цепные передачи. Коробки такого типа используются на агрегатах: «Каскад-2», «Целина МБ», «ОКА» МБ-1Д, «Угра» НМБ-1Н, «Урал» УМБ-К и других.

Такая коробка передач для мотоблока имеет две передачи переднего хода. Она представляет собой пятиступенчатый редуктор с пятью цепными передачами. Первая и вторая расположены на одном валу с возможностью соединения с валом одной из ведущих звездочек. Остальные передачи установлены последовательно.

С их помощью достигается максимальное передаточное число. Для повышения надежности последняя ступень сделана двухрядной.

Механизм КПП работает в масляной ванне, что положительно сказывается на его долговечности.

Недостатками этой конструкции являются значительные габариты и невозможность регулировки натяжения цепей.

Цепной редуктор

Комбинированные редукторы

Иногда можно встретить комбинированные конструкции коробки передач, в которых используются и шестерни, и цепная передача. Такая коробка, например, стоит на мотоблоке «Нева» МБ-2.

Редуктор с комбинированной передачей

Как самостоятельно сделать заднюю скорость

Большинство мотоблоков весом более 100 кг оснащены передачами заднего хода. Это обусловлено насущной необходимостью — столь тяжёлый агрегат развернуть руками под силу далеко не каждому. На относительно лёгких культиваторах производители нередко экономят за счёт удобства эксплуатации.

Такие машины хозяева дорабатывают сами. Проще всего подобную реконструкцию осуществить на агрегатах, имеющих ременную передачу между ДВС и КПП. Хорошо, если она выполнена с двумя ремнями.

Типичный вариант — доработка мотоблока «Нева». Для организации реверсирования вращения ведомого шкива для переднего хода оставляют один ремень. На вторую пару шкивов устанавливают ремень большей длины.

При монтаже ремень должен касаться ведущего шкива не рабочими, а наружными поверхностями.

Реверс привод мотоблока «Нева».

Для натяжения дополнительного ремня устанавливается еще один шкив на качающемся рычаге. Его привод осуществляется дополнительной рукоятью. Рабочую нагрузку в таком варианте ремень, конечно, не выдержит, но отъехать назад вполне возможно.

На мотоблоке «Урал» возможность движения задним ходом организована следующим образом.

Схема реверсивного ременного привода

Инструкция по ремонту коробки передач на мотоблоке

В общем случае ремонт коробки передач с полной разборкой включает несколько основных операций.

  1. Снять с выходного вала колеса или рабочие органы.
  2. Снять приводные ремни между двигателем и КПП (при их наличии).
  3. Очистить наружную поверхность коробки передач от грязи.
  4. Слить масло.
  5. Отсоединить КПП от мотоблока и перенести на верстак или на другое оборудованное рабочее место.
  6. Произвести разборку корпуса.
  7. Осмотреть внутренние узлы, детали и посадочные места на предмет наличия повреждений и износа.
  8. Промыть внутреннюю поверхность корпуса и исправные детали соляркой, керосином или специальным очистителем.
  9. Заменить дефектные детали и узлы.
  10. Произвести сборку в обратной последовательности.
  11. Залить свежее масло.

В сборе следует проверить работу КПП, проворачивая ее рукой. Вращение должно быть свободным, без заеданий и стука, переключение передач легким и четким.

Подробная инструкция по ремонту коробки передач, как правило, разрабатывается производителем. Поэтому, приступая к работе, необходимо ознакомиться с технической документацией, которая должна прилагаться к новому агрегату.

Ремонт КПП можно сделать самостоятельно

Также рекомендуем почитать интересную статью про надежные виды редукторов для мотоблока и замену масла в них.

Виды неисправностей в КПП и способы их исправления

Неисправности КПП связаны с износом деталей и узлов или их разрушением в результате перегрузки, нарушения режимов работы, аварийных случаев (попадание под рабочие органы камней, крупных корней и т.п.).

Наиболее предсказуемы поломки, связанные со старением механизма во время эксплуатации. Их можно предотвратить путем плановых ремонтов, если вовремя заменять изношенные части.

Обычно первыми из строя выходят:

  • приводные ремни;
  • подшипники натяжных роликов;
  • сальники входного и выходного валов КПП.

При работе ремни неизбежно загрязняются абразивной пылью от обрабатываемой почвы. Если в результате износа сальников на них попадет еще и масло, то срок их службы сокращается в несколько раз.

За состоянием сальников нужно следить постоянно. Это особенно актуально для выходного вала, на котором установлены колеса или фрезы. Следует регулярно очищать вал от наматывающейся на него в процессе работы травы, корней и грязи.

На некоторых мотоблоках производители не предусматривают установку защитных шайб или кожухов для сальников выходного вала. В результате они могут выйти из строя за несколько часов работы. В этом случае настоятельно рекомендуется изготовить и установить подобные приспособления самому.

Защитный кожух

Кроме того, износу обычно подвергаются:

  • цепи;
  • звездочки цепных передач;
  • шестерни;
  • подшипники валов.

Ремонт с заменой этих деталей требует снятия КПП с мотоблока и полной ее разборки. Процедура может потребовать наличия не только гаечных ключей и отверток. Для такой работы рекомендуется иметь набор торцевых и накидных ключей, съёмник, инструмент для снятия и установки стопорных колец, пару выколоток из меди или латуни и др.

Во избежание «срыва» граней крепежа, при ремонте КПП рожковыми ключами лучше не пользоваться.

При замене изношенных ступеней КПП надо помнить, что износ в паре, как правило, идет равномерно и в замене нуждаются обе детали. Например, шестерни в паре зацепления или цепь и обе звездочки цепной передачи.

Несмотря на то, что подшипники качения при нормальных условия работы служат значительно дольше, чем цепные и шестеренные пары, здесь тоже существуют свои нюансы. Характерная неисправность этих узлов — поломка сепаратора, которая происходит при недостаточной смазке.

Ремкомплект КПП мотоблока МТЗ-09Н

По мере разрушения сепаратора вал смещается, и передача в зацеплении нарушается. Вследствие этого износ происходит намного быстрее и появляется течь масла со стороны разрушающегося подшипника.

В процессе эксплуатации агрегата повышенный шум подшипника с неисправным сепаратором глушится работающим двигателем. Поэтому первое время оператор может ничего не заметить.

Помимо «плановых» поломок могут возникать аварийные неисправности:

  • обрыв приводных ремней;
  • разрыв цепи;
  • разрушение одного или нескольких зубьев звездочки или шестерни.

Подобные случаи вызывают остановку мотоблока или работу его рывками и сопровождаются скрежетом. При появлении характерных звуков работу нужно немедленно прекратить.

Что такое КПП с понижающим редуктором и для чего он нужен

При эксплуатации мотоблока нередко возникает необходимость увеличить общее передаточное число трансмиссии и крутящий момента на выходном валу. Это требуется во время работы в затрудненных условиях, например:

  • обработка суглинистых влажных почв;
  • вспашка целины мотоблоком;
  • перевозка тяжелых грузов, особенно по плохим дорогам;
  • подъем в гору и др.

В таких случаях используют дополнительную коробку передач для мотоблока с понижающим редуктором. Его устанавливаемый между выходным валом КПП и валом рабочих органов мотоблока. Обычно он имеет две ступени.

КПП с понижающим редуктором нужна для обработки целины

Несмотря на те плюсы, которые дает использование понижающей передачи, важно иметь ввиду минусы от применения дополнительного редуктора:

  • низкая скорость передвижения;
  • высокий расход топлива.

Поэтому постоянно работать на пониженной передаче не рекомендуется. Следует помнить, что создавая КПП для мотоблока, конструкторы не предполагали стороннее вмешательство и установку подобных дополнений.

Коробка для мотоблока — один из важнейших узлов. Только при правильной эксплуатации, включающей своевременный осмотр и техническое обслуживание, возможна длительная бесперебойная эксплуатация агрегата.

На видео ниже показан процесс замены стандартной коробки переключения передач на КПП с ходоуменьшителем.

Рейтинг (оцените пожалуйста, мы старались)
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бензопилы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: