Навесное оборудование позволяет значительно расширить возможности мотоблока, а адаптер позволяет упростить работу и превратить обычный культиватор в минитрактор, что представляет из себя чудо приставка, ее разновидности и обзор самых популярных моделей.
Что такое
Адаптер для мотоблока – это специальное прицепное устройство, выполненное в виде рамы с сидением и колесами, которое подключается к мотоблоку и превращает его в мини трактор.
Функционально может иметь тормоза, стояночный тормоз, рулевое управление, упоры для ног.
Еще одной интересной функцией может быть возможность регулировки сидения по высоте.
Применяется в основном на мотоблоках среднего класса, но с успехом может быть использовано и на легких, помимо всего адаптер повышает устойчивость мотокультиватора.
Назначение
Основная идея приспособления заключается в повышении маневренности и скорости перемещения техники, а также в снижении нагрузки на человека во время работы. С обычным прицепом (для перевозки груза) такого не добиться.
Никаких ограничений на применение дополнительного навесного оборудования нет, совместно с адаптером без проблем можно применять любое навесное, расширяя его функционал.
Назначение адаптера зависит от его разновидности, он может крепиться сзади или спереди, а также иметь 2 вида управления: рулевое, подвижное сочленение.
Разновидности
Как мы уже выяснили, адаптер классифицируется по двум критериям: способ и место крепления. Разберем каждый из видов более подробно, т.к. каждый имеет свои функциональные особенности, плюсы и минусы в эксплуатации.
В зависимости от конкретной цели применения, выполняются с коротким или длинным дышлом.
С подвижным сочленением
Самый популярный вид, благодаря простой конструкции, просто и быстро подцепляется к мотокультиватору, стоит приемлемых денег, а также прост в обслуживании.
В его основе лежит подвижное сочленение, которое позволяет поворачивать мотоблоку отдельно от адаптера. Такой вариант исполнения обладает повышенной маневренностью (в сравнении с обычным прицепом) и одновременно неудобством в управлении, все-таки радиус поворота больше, чем у механизма рулевым управлением.
С рулевым управлением
Данный вид подразумевает управление мотоблоком с помощью отдельного рулевого узла, т.е. это не ручки культиватора. Выполнен в виде рулевого колеса от автомобиля, вращением которого происходит поворот колес адаптера.
Разновидность с рулевым управлением сложна в устройстве, сам адаптер при этом находится очень близко с мотоблоком. Его реализация требует много времени и сил, лучше покупать готовый экземпляр заводского исполнения с магазина, правда стоит он больших денег. От 40 тысяч.
Ввиду всех недостатков, для работы с дополнительным оборудованием на участке, вариант с рулевым управлением, плохо подходит, а вот для превращения мотоблока в полноценное транспортное средство, самое то.
Гибрид
Есть еще третий вариант, получился он в результате скрещивания первых двух, в его основе лежит руль и сочленение. Поворот осуществляется при помощи руля, но особенным способом. Руль выполняет поворот рамы, а не колес. Т.е. в конструкции используется все тот же механизм сочленения, которого происходит с помощью специального переходного редуктора. Смотрите фото ниже.
Плюсы:
- Удобное рулевое управление.
- Хорошие дисковые тормоза.
Минусы:
- Плохая балансировка. Большой вес адаптера, плюс вес человека в сумме значительно превысят вес мотоблока, даже мощного, такой вариант будет буксовать при малейшей возможности.
- Плохая переломка. Тест-драйв наших посетителей показал, что данная разновидность очень неустойчива, на узкой колее в 50-70 см техника так и норовит перевернуться.
- Стоимость. За готовый вариант с магазина придется отдать более 40 тысяч рублей.
Задние
Задний адаптер для мотоблока с рулем – рогами, выполнен в виде рамы, с установленным сидением и площадкой для ног. Останавливается с помощью ленточного тормоза.
Данный вариант считается одним из самых бесполезных, т.к. имеет большое количество минусов:
- Нельзя одновременно использовать прицеп. Его попросту некуда прицепить. А если это сделать сзади адаптера, то совсем нарушит и без того плохую развесовку.
- Не правильная балансировка. Самый важный минус. Мотоблок весит около 100 кг, а сзади него адаптер весом 40 кг и человек массой 80-100 кг, в итоге аппарат тащит за собой вес больше себя, ему будет тяжело, начнет буксовать, как минимум придется утяжелять мотоблок.
- Бесполезный ленточный тормоз. Тормозит только до тех пор, пока не забилось грязью, а происходит это в первые месяцы использования.
- Плохое управление. Управлять мотоблоком используя «рога» очень неудобно, особенно на рельефной местности.
Свои корни этот переходник берет еще из времен СССР, даже в 90-х годах он продавался к мотокультиваторам Каскад, Луч, Нева. Как минимум был нарисован на руководстве по эксплуатации этих производителей.
Сегодня это просто один из недорогих вариантов, который многие помнят, потому что было раньше, и берут по памяти, но недорогой адаптер с передним креплением гораздо лучше в сравнении с ним.
Передние
Это самый удобный и практичный вид. Крепление адаптера к мотоблоку выполняется спереди, подключить можно даже к старенькому каскаду. Все органы управления расположены под рукой: газ, тормоз, рулевое. А спереди находится кузов для перевозки груза.
Плюсы:
- Колеса поворачиваются спереди. При езде на такой технике чувствуешь себя более уверенно и привычно, т.к. она схожа с автомобильной механикой.
- Можно установить прицеп. Сам адаптер подключается спереди, поэтому прицеп дополнительно устанавливается сзади, что практически не нарушает балансировку.
- Правильная балансировка. Расположив приспособление спереди, получается максимально правильная развесовка в сравнении с задним вариантом. Человек своим весом загружает ведущую ось мотоблока, увеличивая его проходимость по пересеченной местности.
- Наличие кузова. На многих моделях спереди размещают кузов с функцией опрокидывания, что очень удобно.
Из минусов стоит отметить цену, в конструкции нет ничего сложного и дорогостоящего, но в сравнении с задним, он стоит в 2 раза дороже, его цена начинается от 40 тысяч рублей, однако цена полностью оправдана.
Такие интересные и функциональные приставки производит компания Нева и рекомендуется использовать их с одноименными мотоблоками. Также рекомендуем почитать интересную статью о модельном ряде адаптеров Нева для мотоблоков.
Также рекомендуем посмотреть интересное видео, где можно посмотреть, как едет мотоблок Нева по дороге, с какой легкостью водитель им управляет, а потом будет небольшой интересный обзор на данный модуль для культиватора.
Популярные модели приставок
Рассмотрим три самых популярных модели, пользующихся спросом у владельцев мотокультиваторов.
Модуль АК-1 для Невы и других моделей с рулевым управлением
Передний адаптер предназначен для подключения к мотоблокам, которые имеют переднюю сцепку круглого типа диаметром 30 мм.
Предназначен для выполнения ряда сельскохозяйственных задач в подсобных хозяйствах. Превращает технику в мини трактор и позволяет использовать большое количество навесного оборудования, в том числе прицеп. Максимальная грузоподъемность 500 кг.
Совместим с мотоблоками Forza, Ока, Каскад, Луч, Нева, Целина. Подходит к многим другим, но нужно смотреть, чтобы подходил вариант подсоединения.
Рекомендуемая мощность двигателя мотоблока 6 л.с. и более.
Адаптер запрещено использовать на дорогах общего пользования в любом случае, наличие прав у водителя не имеет значения.
Технические характеристики:
- Длина, мм: 1560
- Ширина, мм: 870
- Высота, мм: 740
- Рабочая скорость движения, км/ч: 5 -10
- Колея колес, мм: 700
- Дорожный просвет, мм: 170
- Давление воздуха в шинах, мПа (кг/см2): 0,2(2)
- Масса, кг: 93
- Цена, рублей: 34 810
АПМ 20 – модуль передний, с рулем
Еще один интересный адаптер переднего типа с рулем, от компании «Мир навески» из города Чебоксары. По функционалу похож на АК-1, но отличается по характеристикам.
Модуль позволяет превратить мотоблок в мини трактор.
Из особенностей стоит отметить:
- Расположение сидения над двигателем, благодаря этому техника стала более компактной и маневренной.
- Тормоза дискового типа, привод которых осуществляется с помощью тросика.
- Удобная рулевая колонка от автомобиля ВАЗ-2101.
- Балансирная ось, повысила устойчивость, особенно на пересеченной местности.
Цена на приставку сравнима с конкурентами – 34 тысячи рублей, но есть возможность сэкономить 3 тысячи, купив ее без колес.
Приставка ПНО-1 с ящиком – бюджетный вариант
Если бюджет сильно ограничен и не хватает денег на передний вариант, то можно присмотреться к недорогому ПНО-1, стоимость которого составляет всего 17 450 рублей.
Под сидением находится ящик для вещей, в конструкции реализован все тот же тормоз ленточного типа, ничего особенного в данном модуле нет, при желании такой же можно сделать в гараже своими руками за несколько вечеров из подручных средств.
Позволяет подключать дополнительное оборудование: плуг, окучник, картофелесажалку и копалку, грабли. Подсоединяется навесное с помощью рамки подъема посредством двойной сцепки СА-2 (ее придется покупать дополнительно, т.к. в комплект не входит).
Рекомендуется использовать с мотоблоками весом 100 кг и более.
Технические характеристики:
- Длина, мм: 1650
- Ширина, мм: 750
- Высота, мм: 750
- Вес, кг: 56
- Цена, рублей: 17 450
Перед покупкой обязательно нужно убедиться в том, что данная приставка подходит именно к вашему культиватору.
Эксплуатация и обслуживание
Во время эксплуатации нужно соблюдать рекомендации, указанные в руководстве по эксплуатации к конкретной модели. Отметим самые важные моменты.
Перед началом движения всегда нужно проверять качество сцепки, а также ее предохранительную систему, т.к. разъединение во время движения может привести к серьезным повреждениям, как техники, так и человека.
Никогда нельзя перегружать кузов, это повышает нагрузку на силовую установку (двигатель) и элементы подвески, в том числе подшипники колес и редуктор.
По пересеченной местности нужно ездить аккуратно, т.к. мотоблок с адаптером, особенно с задним, обладает плохой устойчивостью и может перевернуться даже, казалось бы, на маленьком уклоне.
Всегда нужно контролировать давление в шинах и держать его в пределах нормы — 2-2,5 атмосферы. Это повысит проходимость, скорость, а также снизит расход топлива.
Обслуживанию адаптера не надо уделять много внимания, т.к. в его конструкции практически нет сложных узлов, в сравнении с мотоблоком. Самое главное в адаптере — это всевозможные соединения и крепления, их достаточно проверять один раз в год. В варианте с подвижным сочленением нужно смазывать саму переломку литолом.
Приставка к мотоблоку позволяет превратить его в минитрактор и существенно упростить работу человека. Даже самый дешевый задний адаптер будет лучше, чем его полное отсутствие. Выбирая модуль, в первую очередь нужно исходить из поставленных целей, это позволит купить то, что нужно.