Регулировка клапанов двигателя мотоблока

Если зазоры клапанов мотоблока отрегулированы неправильно, двигатель теряет мощность, сильно увеличивается расход топлива. При больших отклонениях от нормы двигатель не заводится совсем. Происходит это потому, что клапана отвечают за своевременный впрыск топлива и отвод выхлопных газов. А также обеспечивают герметичность камеры сгорания.

Устройство и принцип работы

Клапана стоят только на 4 – тактных двигателях. Принципиальное отличие от 2-тактных вариантов – выполняются промежуточные холостые такты.

Устройство работы 4 – тактных двигателей

  1. 1 такт – поршень идет вниз, к НМТ. В камере сгорания создается разрежение. В это время открывается впускной клапан, и топливная смесь закачивается в цилиндр. Выпускной клапан закрыт.
  2. 2 такт – поршень идет вверх, топливная смесь сжимается. Оба клапана закрыты. При подходе поршня к ВМТ топливо воспламеняется (со взрывообразной вспышкой) и после прохода поршнем ВМТ начинается 3 такт.
  3. 3 такт рабочий. Оба клапана закрыты. Под давлением вспыхнувшего топлива поршень от ВМТ идет вниз.
  4. 4 – такт. Поршень идет вверх. Открывается выпускной клапан, выхлопные газы выталкиваются в глушитель. Впускной клапан закрыт.

На мотоблоках используются и 2-тактные двигатели. На таких ДВС клапанов нет, газы удаляются и впрыскивается топливо через верхние и нижние окна в гильзе цилиндра, а в бензин добавляется масло для смазки трущихся поверхностей в камере сгорания.

Из вышеописанной схемы работы клапанного двигателя понятно, почему так важна корректная работа клапанов мотоблока.

Необходимость регулировки

Если клапан откроется не вовремя, выхлопные газы не будут удалены или топливо впрыснется в камеру сгорания в неподходящий момент.

Если клапан откроется слишком широко и останется открытым слишком долго, в камере сгорания будет низкая компрессия (сжатие), а это важнейший показатель для нормальной работы двигателя.

Если зазоров не будет совсем, то клапана не откроются и двигатель просто не будет работать.

К тому же при слишком больших зазорах клапана начинают стучать (цокающий звук). Между ними и коромыслами появляются недопустимо большие люфты, что приводит к ударным нагрузкам и в итоге к ускоренному износу и поломкам деталей.

Почему нужно регулировать клапана на двигателе LIFAN:

Зазоры регулируют в следующих случаях:

  • после ремонта со снятием головки цилиндра, деталей распредвала, клапанов;
  • при появлении цокающего стука из-под крышки клапанов, ухудшении работы двигателя;
  • при плановом обслуживании.

Сроки плановой регулировки, рекомендованные производителем, уточняется в Инструкции. Это может быть после 500 моточасов или около того. Если мотоблок используется на небольшом участке один-два раза в год (весной и осенью), регулировка может потребоваться только через 3-5 лет. Расчет прост: 500 моточасов за 5 лет – это 100 моточасов в год. 100 моточасов – это около 12 дней в год непрерывной работы по 8 часов в день.

Есть двигатели с горизонтальным и вертикальным расположением клапанов.

Пример – клапана мотоблока «Мотор Сич»:

клапана мотоблока «Мотор Сич»

Помимо настройки, может понадобится замена, но это бывает очень редко, обычно клапана служат весь срок эксплуатации мотоблока. В принципе процесс замены клапанов на мотоблоке очень простой, чтобы поменять, достаточно открутить старые и поставить на их место новые, а как настроить, написано ниже.

Общий алгоритм установки зазоров

Для начала следует внимательно изучить Инструкцию по эксплуатации мотоблока. В ней нужно найти два момента:

Первый. Рекомендуемую производителем двигателя, правильную величину зазоров. У разных моделей ДВС они отличаются. При этом могут быть одинаковыми или разными для впускного и выпускного клапанов.

Например, нормой может быть 0,1-0,15 мм для обоих клапанов. Или 0,15 для впускного и 0,20 для выпускного. На выпускных может быть рекомендован больший зазор, так как они сильнее нагреваются от выхлопов и больше подвержены тепловому расширению.

Второй. Далее в Инструкции надо найти информацию о том, как установить третий такт сжатия, в положении которого регулируются зазоры. Для этого на маховике и цилиндре большинства двигателей есть риски. Маховик вращают до их совпадения.

Если нет рисок, в инструкции ничего не сказано, то третий такт сжатия для регулировки находят следующим способом:

  1. Снять крышку клапанов.
  2. Выкрутить свечу (на бензиновых ДВС).
  3. Медленно вращать маховик. При этом надо следить за клапанами. Должно произойти следующее:
    1. Открылся и закрылся выпускной клапан.
    2. Открылся и закрылся впускной клапан.
    3. После того, как впускной полностью закрылся, маховик медленно провернуть еще на четверть или половину оборота. При этом поршень должен быть на подходе к ВМТ или строго в ВМТ, быть на такте сжатия, но ещё не уходить вниз.
    4. Положение поршня контролируется щупом через свечное отверстие.
  4. Именно в этот момент (начало 3 такта, поршень в ВМТ), а оба клапана закрыты и между ними и коромыслами появляются зазоры, которые надо регулировать.

Момент регулировки на фото:

Момент регулировки

Регулировку проводят на холодном двигателе. Далее общий для всех двигателей порядок действий:

  1. Отпускается контргайка регулировочного винта (на фото на переднем плане).
  2. Под коромысло вставляется контрольный щуп, в данном случае 0,15 мм (см. фото).
  3. Регулировочный винт затягивается, пока коромысло не упрется в щуп. Щуп слегка передвигают, винт затягивают, пока щуп не начнет передвигаться с небольшим усилием.
  4. Затягивается отпущенная контргайка.

Щуп должен извлекаться также с небольшим усилием.

Как правильно сделать регулировку клапанов мотоблока с китайскими двигателями Лифан 168F-2,170F,177F  показано на видео:

После завершения затяжки, зазоры следует промерить щупом ещё раз. Бывает, что при затяжке проворачивается винт, либо контргайка с винтом и настройки сбиваются.

Точно такая же процедура повторяется с другим клапаном.

Если производителем рекомендованы разные зазоры для впускного и выпускного клапанов, их следует различать:

  • выпускной клапан стоит со стороны глушителя;
  • впускной напротив, со стороны карбюратора и воздушного фильтра.

Операция несложная, но требует тщательного подхода из-за того, что зазоры регулируются на мизерных величинах, с допустимой погрешностью в «сотках» мм (+ — 0,05 мм). На некоторых моделях ещё меньше (+ -0,02 мм).

Необходимые инструменты и материалы

На разных моделях требуются разный инструмент. Некоторые регулировочные винты имеют шлицы под плоскую отвертку. На других есть шестигранник под накидной ключ.

Также требуются ключи для свечи и крышки клапанов.

Щуп для измерения зазоров

Обязателен щуп. Некоторые рекомендуют использовать подручные калибры. Например, лезвие, которое, как считается, имеет толщину 0,1 мм. Но не факт, что подойдет, т.к. другие размеры (0,15 мм, 0, 20 мм) уже выставить без щупа не получится. Два сложенных вместе лезвия из-за неплотного прилегания друг к другу дадут не 0,2 мм, а непредсказуемую величину.

Основные ошибки при регулировке

Нельзя проверять зазоры на теплом и тем более горячем двигателе. Из-за теплового расширения металлов в этом время зазоров может не быть совсем, а при остывании они появятся. Для купирования таких колебаний во многом и предусматриваются зазоры на простых двигателях.

После регулировки и затяжки зазоры не проверялись. Во время затяжки может быть изменение зазора. Потому проверка щупом после завершения требуется.

Неправильно выбран такт и положение поршня при регулировке. При поиске ВМТ третьего такта, описанном выше, маховик следует вращать в ту сторону, в которую он вращается при работе двигателя.

На 4 тактном ДВС поршень поднимается к ВМТ два раза. Чтобы не спутать, надо следовать вышеописанной схеме установки положения поршня для регулировки.

Дополнительно сориентироваться поможет осмотр положения выпускного клапан при ВМТ:

  • при нужном для регулировки положении, 3 такт: оба клапана закрыты, поршень в ВМТ;
  • при промежуточном – поршень в ВМТ, но впускной клапан начинает открываться. При этом зазора на нем нет совсем. Отрегулировать зазоры в такой позиции нельзя.

Пошаговая инструкция настройки на любом мотоблоке

Регулировка клапанов на мотоблоках Нева, Лифан, Патриот, Каскад и всех других с одноцилиндровым 4 – тактным двигателем проводится по одной общей схеме. На мотоблоке одного бренда, например, «Нева» могут стоять двигатели Субару, Хонда, Ямаха, Лифан и другие. Такие же двигатели можно встретить на мотоблоках и других брендов.

Как самостоятельно сделать регулировку клапанов в домашних условиях, используя подручные средства наглядно показано в видео:

Кроме вышеперечисленных, сегодня на разных мотоблоках и культиваторах распространены двигатели от следующих производителей:

  • Агромотор;
  • Чемпион;
  • Патриот.

Встречаются также дизельные двигатели WEIMA (КНР). Реже, но встречается бензиновый двигатель из США Briggs & Stratton. Есть и двигатели чисто российского производства.

Схема регулировки на мотоблоке «Нева МБ2».

Схема регулировки на мотоблоке «Нева МБ2»

Пошаговый порядок регулировки на всех моделях

Двигатель мотокультиватора должен быть холодным. На бензиновых двигателях выкручивается свеча зажигания. В остальном регулировка на дизельных и бензиновых двигателях одинакова.

  1. Откручивается крышка, закрывающая клапана.
  2. Медленным вращением маховика в рабочем направлении устанавливается ВМТ 3-его такта (такт сжатия, порядок нахождения описан выше).
  3. Регулировка проводится поочерёдно с каждым клапаном, начиная с любого.
  4. Щупом проверяется имеющийся зазор. Оценивается его величина – увеличен, уменьшен либо в норме. В последнем случае регулировка не требуется.
  5. Откручивается контргайка регулировочного винта.
  6. Если щуп нужной толщины не входит в зазор, винт откручивают.
  7. Щуп вставляется в зазор, винт закручивается до тех пор, пока щуп слегка прижмется.
  8. Затягивается контргайка. При этом вращение регулировочного винта уже не допускается.
  9. Щуп извлекается.
  10. Операция повторяется со вторым клапаном в том же порядке.
  11. Маховик прокручивается в рабочую сторону и снова возвращается в установочное положение (ВМТ 3 его такта).
  12. Зазоры проверяют ещё раз, щуп с небольшие усилием должен проходить в зазоры. Если настройка сбилась, такое могло быть при затяжке, её корректируют.

Настройка клапанов требует высокой точности, потому особая тщательность и скрупулезность здесь не будут лишними. При появлении стуков под клапанной крышкой регулировку следует проводить сразу, так как проблема будет нарастать и могут быть более серьезные поломки. Если у вас остались какие-то вопросы о том, как отрегулировать клапана на мотоблоке, то задавайте их нам, для этого воспользуйтесь формой комментариев, расположенной сразу под статьей.

Рейтинг (оцените пожалуйста, мы старались)
( 6 оценок, среднее 4.83 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бензопилы
Комментарии: 3
  1. Евгений

    Это каким нужно быть «Кулибиным», что-бы ставить одинаковые зазоры на впускном и выпускном клапанах?

  2. Сергей

    Подскажите пожалуйста тепловой зазор на двигателе Ямаха мх 200

  3. Алекс

    В инструкции к «Lifan 170» зазоры одинаковые и погрешности «+ — » тоже !

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: