Насадка кородер на бензопилу

Устройство получило в обиходе два названия — кородёр или короед. Корректное техническое название — дебаркер. Это удачное техническое решение, позволяющее использовать силовую установку, ДВС бензопилы, не только для распиловки древесины. В быту для бензопил редко бывает много работы. А специальные насадки расширяют применение бензопил. К тому же отдельная насадка без двигателя стоит в разы дешевле и не занимает много места при хранении.

Назначение насадки

Само название — кородёр — позиционирует насадку как устройство для снятия коры с цельных стволов дерева. Это трудоемкая операция. Раньше проводилась вручную с помощью топора, скобеля в виде острого полотна с двумя ручками или обрезанной под прямоугольник и заточенной штыковой лопаты.

Дебаркер делает эту работу легко, быстро и качественно.

короед в работе

Но это не единственное его назначение. С его помощью быстро и точно делаются углубления и пазы в бревнах для посадки верхнего яруса венцов при строительстве срубов.

Также кородер применяется для грубого фугования и выравнивания любых поверхностей древесины.

Отдельное направление возможностей, которые открывает применение дебаркера — это:

  • деревянное зодчество;
  • скульптуры из цельных бревен;
  • элементы ландшафтного дизайна;
  • любые нестандартные изделия самых причудливых форм.

Все это можно делать с помощью одного приспособления, без многочисленного набора топоров, резцов, стамесок, фуганков и прочих ручных инструментов.

Устройство и принцип работы приспособления

Насадка — кородер состоит из следующих основных частей:

  • шкив под приводной ремень;
  • приводной ремень;
  • кронштейн с рабочей головкой.

Есть множество разновидностей рабочих головок:

  • узкие большого диаметра;
  • широкие меньшего диаметра;
  • с открытым креплением ножей (фрез);
  • с закрытым креплением, как у электрорубанков;
  • со столом для ограничения и регулировки глубины захвата и без него;
  • с фигурными резцами разных профилей для разных целей.

Их объединяет общий принцип конструкции. По сути, это вал на двух подшипниках в каретках со шкивом. Такой же, как у электрорубанков. Разница в размерах, форме вала и ножей (фрез) и способах их крепления.

насадка короед на бензопилу

Установка насадки

Установку насадки – кородера на бензопилу рекомендуется производить в следующей последовательности:

  1. Снимается шина и пильная цепь.
  2. Снимается звездочка привода пильной цепи.
  3. На её место ставится шкив под ремень.
  4. На место шины ставится кронштейн с рабочей головкой. Пазы его крепления идентичны по размерам пазам шины.
  5. Натягивается приводной ремень также, как натягивается цепь.
  6. Окончательно затягиваются гайки крепления шины (кронштейна).

Режим работы дебаркера и пильной цепи схожи. Только вместо зубчатой шестеренки, приводящей в движение пильную цепь, здесь шкив приводит в движение приводной ремень. Ремень передает крутящий момент рабочей головке с резцами.

короед детали

Натяжка ремня важна также, как и цепи. Слабо натянутый ремень будет пробуксовывать и перегреваться от трения. Может соскочить со шкивов. Перетянутый ремень затрудняет работу двигателя, сильнее нагревается. В итоге растягивается и может быстро выйти из строя, став тонким и чрезмерно длинным.

Масло в масляный бачок для смазки цепи не заливается. Ремень должен оставаться сухим. Иначе он будет проскальзывать по шкивам. И масло может испортить структуру ремня, он набухнет, станет мягким и разрушится.

На холостых оборотах головка дебаркера не должна вращаться, также, как и пильная цепь. Обороты регулируются нажатием ручки газа.

К каким бензопилам подходит

Нельзя купить любую насадку — кородер и поставить её на какую угодно бензопилу. Вероятность, что насадка подойдет к конкретной бензопиле при таком выборе «не глядя», ничтожно мала.

Связано это с тем, что посадочные места для звездочек привода у бензопил разных брендов отличаются по размерам и формам рельефа зацепления. Они могут отличаться даже у бензопил одного бренда, но разных моделей.

Главный критерий при выборе короеда: посадочные размеры приводного шкива насадки должны быть полностью идентичны этим размерам зубчатой шестеренки. Иначе даже при небольшом отличии посадки шкив просто не удастся поставить на место.

Есть ещё проблемы, с которыми может столкнуться пользователь, купив насадку, даже специально сделанную под размеры конкретной модели бензопилы. Это снятие приводной звездочки. На некоторых моделях это легко. Достаточно снять стопорное кольцо и от руки — звездочку.

На других она снимается вместе с барабаном муфты сцепления, потому что узел выполнен как единое целое — нераздельные корпус барабана и звездочка. Для таких вариантов шкив должен быть также единым целым с барабаном муфты сцепления, и продаваться в таком виде.

Но главная проблема в том, что на некоторых бензопилах снятие ведущей звездочки вместе с барабаном муфты сцепления или отдельно весьма затруднительно. Иногда требуется применение специальных съемников.

Это значит, что также затруднительно будет поставить шкив. А затем снять его и поставить на место звездочку, когда потребуется пилить.

Тогда каждый переход из режима в режим будет равен по усилиям и времени ремонту средней сложности. А после десятков таких операций могут быть деформированы (развальцованы) места посадки и сами узлы.

насадка короед в работе

С какими бензопилами лучше всего использовать насадку

Монтаж-демонтаж насадок и пильной гарнитуры легко и быстро проводится на бензопилах Stihl. Снимается стопорное кольцо, звездочка, ставится шкив под ремень. Длина выноса вала позволяет это сделать.

Шкив заметно более широкий, чем звездочка под цепь, но он вполне умещается. Видимо, это не случайное совпадение. Скорее всего, немецкие конструкторы и на этот раз оказались впереди всей планеты и заранее спроектировали такую легкую заменяемость. Но факт, что такая простая возможность замены есть далеко не на всех бензопилах других брендов.

Кроме совместимости шкива с посадкой, обращают внимание на габариты, вес и мощность бензопилы. Оптимально использовать бензопилы с мощностью 2-3 кВт и весом не более 5 кг.

При работе фрезерной головки не требуется большой мощности. Важны высокие обороты, которые обеспечит бензопила любой мощности (8-12 тыс. об/мин). Бытовые электрорубанки и рейсмусы, которые решают сходные задачи, имеют аналогичную мощность, в пределах 1,5- 2,5 кВт и более низкие обороты.

Мощные бензопилы весят тяжелее, дебаркером с ними неудобно работать. Они менее послушны в руках, быстрее наступает усталость. Также они расходуют больше топлива и дороже в эксплуатации.

Как сделать приспособление своими руками

Самый сложный узел кородера — непосредственный рабочий орган, вал на подшипниках с каретками и режущими ножами (фрезами). При желании подобные изделия можно заказать в металлообрабатывающей фирме. Стоить это может дороже, чем полностью готовая насадка в продаже.

Точность допусков на местах посадки подшипников и сбалансированность по весу во избежании вибрации гарантировать при штучном производстве трудно. В итоге вал может быть эксцентричен по весу и сильно вибрировать и даже прыгать при работе на высоких оборотах.

Возможен перекос подшипников при посадке их в каретки и вследствие — быстрый выход из строя.

Можно использовать готовый узел от сломанного электрорубанка: вал шириной 100-140 мм и примерно такого же диаметра.

Вторая сложная деталь — шкив под ремень, точно подходящий на посадочное место вместо звездочки.

Ведущий и ведомый шкивы должны иметь одинаковый профиль под ремень и располагаться строго параллельно, в одной оси, без перекосов относительно плоскостей друг друга.

Начало кронштейна крепления, который примыкает к бензопиле на место шины, точно повторяет все её размеры (ширина, толщина, длина, положение и размеры пазов).

Сам кронштейн выполняется из прочной трубы или уголка, чтобы ремень при натяжке и работе не согнул его.

покупной короед

Как видно, это простое на первый взгляд изделие достаточно сложно в изготовлении. И проще купить насадку — кородер в готовом виде. Цена на эти изделия — от 2000 до 3200 руб.

Получить представление о том, как выглядит и работает дебаркер, можно на этом видео:

Но при этом обязательно нужно убедиться в совместимости насадки и конкретной бензопилы. Лучше, когда насадка сделана точно под определенную модель конкретного бренда пилы. Это облегчает выбор и гарантирует совместимость.

Рейтинг (оцените пожалуйста, мы старались)
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бензопилы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: